- Антикапиталистическая ментальность
- - книга Людвига фон Мизеса, написана в 1956 г.(!), переведена на русский язык и распространена в России в 1992 - 1994 гг. (!!). Во введении автор пишет:
"Замена докапиталистических методов экономического хозяйствования свободным капитализмом увеличила население и небывало повысила средний уровень жизни. В наши дни нация тем больше процветает, чем меньше она препятствует духу свободного предпринимательства и личной инициативы. Народ США преуспевает больше других народов именно потому, что его правительство позже, чем правительства других стран, начали проводить политику, препятствующую бизнесу. Тем не менее, многие, особенно люди умственного труда, страстно ненавидят капитализм. По их представлениям, эта отвратительная форма экономической организации общества способна породить только зло и нищету. В доброе старое время, предшествующее "индустриальной революции", люди, якобы, жили в счастье и достатке. Теперь, при капитализме, огромное большинство людей - это полуголодные бедняки, беспощадно эксплуатируемые беспринципным меньшинством. Для этих негодяев не существует ничего, кроме их барышей. Они производят не то, что действительно полезно и нужно обществу, а лишь то, что дает самую высокую прибыль. Они отравляют тела рабочих алкоголем и табаком, ум и души - низкопробным газетным чтивом, порнографическими книгами и глупыми бессодержательными фильмами. "Идеологической надстройкой" капитализма является упадническая и вырожденческая литература, театр черного юмора, "искусство" стриптиза, голливудские ленты и детективы.
Настрой общественного мнения предельно ясно виден из того, что оно связывает само определение "капиталистический" только с чем-либо отвратительным и никогда ни с чем положительным. Да разве может от капитализма исходить какое-либо добро? Ведь все ценное производилось и производится вопреки капитализму, его же отличительная черта - порождение сплошных зол и бед.
Цель нашего очерка - проанализировать корни предубеждения против капитализма и проследить следствия такого взгляда на капитализм."
Далее в течение всей книги автор пытается доказать методом утверждений, что причиной антикапиталистической ментальности людей умственного труда является всего лишь зависть к тем "кто умеет в этой жизни жить". То есть применяет на протяжении всей книги один, но многократно повторенный типичный аргумент к личности.
Очень близкий прием используется и в книге М. и Р. Фридмана "Хозяева своей судьбы", где также основной причиной "нелюбви" к капитализму называется зависть. По прочтении этих книг складывается впечатление, что их авторы не находят у "западного" человека таких чувств и качеств, как: разумность, порядочность, честность, самоотверженность, бескорыстность, умение видеть перспективу развития человечества и т.п. Согласиться с этим нельзя, так как подобными вещами обладают и люди "западного мира", не говоря о значительной части населения и ученых бывших стран социализма. Приходится констатировать, что эти работы являются не более чем примером интеллектуальной недобросовестности, т.е. лживы.
Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений. — Чувашский государственный университет им. И.Н.Ульянова. УНПП "Лаборатория проблем цивилизации". В. П. Галкин. 1998.